К концу 1980-х остро встал вопрос проведения структурных экономических реформ. Темпы роста экономики, сдерживаемой искусственными ограничениями, начали заметно снижаться. Это моментально аукнулось всплеском безработицы по всей стране.
В этих условиях правительство Махатхира Мохамада приступило к реализации новой стратегии — Национальной политики развития (1991–2000 гг.), которая пришла на смену НЭП. Ее специфика заключалась в том, что отныне Малайзия отказывалась от целого ряда дискриминационных правил, введенных в годы НЭПа для поддержки малайцев.
Первым шагом в рамках новой стратегии стало решение правительства о полной отмене прежних ограничений, касавшихся доли собственности малайцев в уставном фонде вновь создаваемых предприятий. При условии, что предприятия будут полностью ориентированы на производство экспортной продукции или создавать значительное число рабочих мест, инвесторам разрешалось единолично владеть компаниями. Участие малайцев в акционерном капитале предприятий стало необязательным и было оставлено на усмотрение инвесторов.
Уже через год после снятия вышеуказанных ограничений, перелом в экономике стал очевиден. Приток инвестиций немедленно вырос, были созданы новые рабочие места, поднялась заработная плата. Эта мера была настолько успешной, что сегодня Малайзия испытывает перманентный дефицит рабочей силы. С целью трудоустройства в страну приехало около миллиона иностранных рабочих. Экономика снова стала расти очень высокими темпами.
Однако по мере роста экономики Малайзии как воздух были нужны все новые и новые значительные инвестиции. Ведь она поставила перед собой задачу приоритетного развития таких современных, а значит — капиталоемких отраслей, как производство электронной техники, телекоммуникации, строительный бизнес, нефтегазовый сектор и международный туризм. Впоследствии они составили основу ее экономической мощи и процветания. У правительства же такого объема инвестиций просто-напросто не было.
Поэтому Махатхир принял беспрецедентные меры и сделал все для создания максимально комфортного климата для иностранных инвестиций. В результате по уровню их привлечения Малайзия поставила множество рекордов, став самой «инвестиционной» страной Юго-Восточной Азии.
К слову, экономические успехи Малайзии во многом объясняются именно тем, что в ней правильно поняли роль инвестиций, особенно иностранных. Ведь с ними приходят не только деньги, но и технологии и знания. Инвестиции также требуют наилучшего режима и инфраструктуры. Это стандарты безопасности, здравоохранения, образования, телекоммуникаций, транспорта и обслуживания.
Дальнейшая логика реформ потребовала от кабинета Махатхира Мохамада проведения массовой приватизации с передачей частному и корпоративному сектору экономических сфер и отдельных предприятий, традиционно управлявшихся государством. Это было продиктовано необходимостью повышения эффективности производства, поскольку большая часть предприятий по-прежнему находилась в государственной собственности и была нерентабельна.
Специально для этих целей правительство Махатхира разработало концепцию «Malaysia Incorporated» — государства-корпорации, основанную на том, что частный и государственный секторы связаны общей судьбой как партнеры и работники единой корпорации.
Однако с самого начала процесс приватизации столкнулся с многочисленными трудностями. Идея приватизации была встречена крайне настороженно в обществе. Люди видели в приватизации угрозу своим рабочим местам и не желали приносить себя в жертву повышению эффективности и рентабельности новых частных компаний. Оппозицию со стороны работников государственного сектора можно было ослабить только путем предоставления гарантий сохранения занятости, а также обещаниями того, что их заработная плата не уменьшится, а льготы не сократятся.
Всем работникам, перешедшим в частный сектор, был не только сохранен уровень зарплаты, но и предоставлялась возможность ее добровольного пересмотра в будущем, хотя зарплата, которую частные компании предлагали работникам в ходе приватизации, была всегда выше. Еще один плюс работы в частных компаниях заключался в том, что там широко практиковалась система выплаты работникам премий и бонусов, чего никогда не было в госсекторе. Более того, работникам разрешалось приобретать определенную часть акций приватизируемых предприятий по цене первоначального предложения.
Сильный демонстрационный эффект имел успех первого крупного приватизационного проекта. Департамент телекоммуникаций в результате приватизации стал компанией «Телеком Мэлэйжиа». Однако от этого шага доходы работников только резко выросли по сравнению с прежней зарплатой и льготами. Это существенно снизило сопротивление приватизации со стороны населения и позволило преодолеть настороженность и скептицизм. Не менее важным было и то, что приватизация обеспечила преуспевавшим предпринимателям-малайцам совершить прорыв в сферу большого бизнеса.
Другим крупным проектом в сфере приватизации стало строительство автомагистрали «Север — Юг», которая должна была протянуться на 830 км через всю страну.
За дороги в Малайзии традиционно отвечало государство. В этом была своя логика. Поскольку правительство собирало налоги, включая разного рода поступления от эксплуатации транспортных средств, было справедливо, что оно же строило и ремонтировало дороги. Тем не менее его возможности в плане строительства современных автодорог были ограничены размерами налоговых поступлений. Даже в тех случаях, когда вводилась плата за проезд по автомагистралям, доходы, как правило, были недостаточны даже для ремонта существующих дорог, не говоря уже о строительстве новых. В любом случае, судя по размерам убытков государственных компаний, правительство никогда не отличалось особыми успехами в управлении коммерческими предприятиями.
Если бы автомагистраль была продана представителям частного сектора по цене, которая отражала бы реальную стоимость земли, строительства и другие сопутствующие расходы, то частные владельцы несли бы убытки, даже в случае установления высокой платы за проезд. Поэтому государству пришлось передать активы частному сектору по цене намного ниже их рыночной стоимости и в случае необходимости быть готовым субсидировать завершение строительства.
На первый взгляд, это была плохая сделка и для правительства, и для народа. Действительно, стоило ли государству продавать автомагистраль «Север — Юг» по заниженной цене и субсидировать завершение проекта в будущем только для того, чтобы привлечь к осуществлению проекта частный сектор? Ведь оно не только не получало от эксплуатации автомагистрали какой-либо прибыли, но и несло убытки. Такие сомнения высказывали многие малайзийские политики.
Но Махатхир настоял на своем решении, так как правительству пришлось бы понести большие затраты, чтобы завершить проект и достроить магистраль. В результате его убытки были бы еще больше. Но ему приходилось строить и ремонтировать еще и множество второстепенных дорог, взимать плату за проезд по которым было нельзя.
А так как автомагистраль «Север — Юг» была передана частному сектору по номинальной цене, то правительственные средства для завершения строительства больше не понадобились, а выделенные частной компании целевые кредиты были возвращены в срок. Кроме того, когда эта компания стала получать прибыль, правительство выиграло, взимая налоги. Но больше всего выиграли простые люди, ибо покупка государственной собственности по номинальной цене позволила частному владельцу дороги установить невысокую плату за проезд.
Другими словами, правительство субсидировало не только частную компанию, но и потребителей. Это было разумно, потому что оно продолжало собирать налоги на транспортные средства и горючее. Способствуя поддержанию низкой платы за проезд по дороге, правительство выполняло свой долг перед налогоплательщиками, которые по ней ездили. Притом, что второстепенные дороги оставались бесплатными.
Важно подчеркнуть, что приватизация автомагистрали «Север — Юг» стала возможна именно благодаря такому подходу со стороны правительства. Начав с этого проекта, данная компания стала развивать бизнес в других отраслях, где она добилась таких же успехов. После этого был реализован еще ряд крупных проектов, с помощью которых бумипутра прочно закрепились в мире большого бизнеса.
Первые успехи «Телеком Мэлэйжиа» и автомагистрали «Север — Юг» убедили правительство Махатхира Мохамада в правильности избранного курса. Концепция «Malaysia Incorporated» успешно прошла первую проверку.
Одной из главных проблем, с которой столкнулось правительство, стала проблема создания необходимой инфраструктуры для бурно растущей экономики. Дороги, аэропорты, морские порты, электростанции, системы телекоммуникаций и водоснабжения должны были поспевать за нуждами развития экономики.
Кроме того, было очевидно, что повышение уровня жизни населения Малайзии вело к росту его запросов. Старые дороги, системы телефонной связи и энергоснабжения больше не соответствовали тем стандартам, к которым стремились более обеспеченные потребители и пользователи в Малайзии. Люди хотели, чтобы уровень развития инфраструктуры был таким же или почти таким же, как и в развитых странах Запада.
Нужен был настоящий прорыв. И Махатхир сделал ставку на реализацию крупных и сверхкрупных проектов. Его принцип был предельно прост: «Чем больше горизонты планирования, чем амбициознее планы, тем заметнее результаты. Малые проекты оказывают малое влияние на экономику».
К числу супер-проектов Махатхира относятся создание первого малайзийского спутника связи, выпуск первого национального автомобиля «Протон-Сага», строительство «мультимедийного суперкоридора» — испытательного полигона для ультрасовременных технологий по образцу Силиконовой долины в Калифорнии, возведение автомагистрали «Север — Юг», шестикилометрового причала в новом Вест-Порте, третьего в мире по протяженности Пинангского моста, соединившего остров Пинанг с материковой частью страны, телебашни в Куала-Лумпуре, башен-близнецов «Петронас Твин Тауэре» — самых высоких зданий в мире, нового международного аэропорта, нового административного центра страны — Путраджая и др.
Вопреки опасениям многих мегапроекты доктора «М» не подорвали экономику, а наоборот внесли мощный вклад в рост и богатство Малайзии, поскольку были продиктованы не стремлением удовлетворить чье-либо тщеславие и амбиции, а исходили исключительно из прагматических соображений и опирались на четкие расчеты. «Наши суперпроекты – не «памятники», а базовая инфраструктура, — говорит Махатхир.
К примеру, мы строим для Куала-Лумпура крупнейший в Азии аэропорт — из абсолютной необходимости. Наш нынешний аэропорт, построенный 33 года назад, был рассчитан на 400 тыс. пассажиров. Сейчас он обслуживает 16 млн и расширяться ему больше некуда. Правительства во всем мире испытывают трудности с тем, где строить новые, необходимые аэропорты. Было бы глупо строить новый аэропорт для того, чтобы обслуживать на миллион пассажиров больше. Мы уже никогда не найдем другого места, когда появится нужда в аэропорте еще больших размеров. Если вы должны строить новый аэропорт, — стройте его таким, чтобы его размеров хватило на ближайшие 30 лет, если не на 100».
Одним из последних проектов, идеей которого загорелся неутомимый премьер, стала возможность открытия в Антарктиде малайзийской научной станции. Специально для этого в 2002 году 76-летний Махатхир предпринял разведку боем, отправившись на российском судне «Капитан Драницын» в Антарктиду.
В результате реформ Малайзия превратилась в процветающее государство, совершив прыжок из третьего мира в первый. Малайцы стали конкурентоспособной нацией, способной ставить и решать грандиозные задачи.
За ничтожно короткий по историческим меркам срок страна преодолела свое аграрносырьевое прошлое (доля занятости населения в сельском хозяйстве снизилась с 52% в 1970 году до 22% в 1997 г.), положила конец нищете и значительно снизила долю бедных слоев населения (с 49,3% до 9,6% соответственно), ликвидировала разрыв в уровне жизни между этническими общинами и создала многочисленный крепкий средний класс (в стране не произошло ни одного крупного конфликта на расовой почве, подобного кровавым событиям мая 1969 г.), перестроила экономическую структуру и прошла этап индустриализации (уже в конце 1980-х гг. треть государственного экспорта приходилась на электронную и электротехническую продукцию), создала свою автомобильную промышленность.
Малайзия — единственная страна Юго-Восточной Азии, которая осуществила амбициозный проект по выпуску отечественного автомобиля «Протон» (было выпущено несколько модификаций «Протона», включая мини-автомобиль «Перода Канчиль» и спортивную машину «Буфори», которые экспортируются в десятки стран).
Экономика Малайзии росла рекордными темпами. Это притом, что реструктуризация экономики неблагоприятно влияет на развитие и тормозит экономический рост. В большинстве тех же посткоммунистических стран реструктуризация экономики сопровождалась регрессом и упадком. А в Малайзии в годы реформ темпы экономического роста постоянно были высокими.
Свою философию модернизации и успеха доктор «М» распространил и на сферу взаимоотношений с соседями, сформулировав ее как всеобщее преуспевание: «Если вы поможете преуспеть своему соседу, то вы преуспеете вместе с ним. Когда страны преуспевают, они становятся стабильнее, и людям из этих стран не будет нужно эмигрировать в вашу страну. Вместо этого их преуспевание обеспечивает вам рынок для ваших товаров, возможности для вложения капитала и для обогащения именно по мере того, как вы создаете рабочие места и богатство для них.
Бедные соседи — источник проблем для всех, для них самих и для вас. Их проблемы имеют тенденцию «переплескиваться» через ваши границы и угрожать вашему миру и благополучию.
Когда Япония осуществляла инвестиции в Малайзию, она создавала рабочие места и богатство для нас и давала нам возможность быстрой индустриализации. Конечно, Япония имела прямой выигрыш от своих инвестиций, но более того — мы стали одним из лучших рынков сбыта для Японии.
Ясно, что Япония преуспела, помогая нам преуспеть. Вот что означает формула «помоги преуспеть своему соседу» — в противоположность формуле «разори своего соседа». От политики «помоги преуспеть своему соседу» выигрывают все, в то время как от менталитета «разори своего соседа» выигрывает лишь одна сторона.
Но если предположить, что мы все поддержали политику «помоги преуспеть своему соседу», что мы видим в процветании других возможности обогатить себя, — тогда нам не нужно так бояться растущего богатства и технологических достижений развивающихся стран мира.
Малайзия — развивающаяся страна, но мы тратим много денег на помощь другим. Я не буду подробно останавливаться на том, что мы сделали, — но мы действительно проводим эту политику, в духе принципа «помоги преуспеть своему соседу».
АСЕАН — и в этом смысле вся Восточная Азия — по-видимому, приняла философию «помоги преуспеть своему соседу». Ныне, похоже, ей учится и Южная Азия, вместе с некоторыми странами Африки. Представьте себе, как восхитителен стал бы мир, если бы мы все помогали друг другу преуспеть, — что вполне возможно».
Как закономерный итог правильности избранной внутренней и внешней стратегии и широкой поддержки со стороны населения стали убедительные победы Народного фронта во главе с Махатхиром Мохамадом, коалиции партий, где первую скрипку играла ОМНО, на пяти всеобщих выборах.
Создание государства-корпорации; планомерное построение основ собственного автомобилестроения, электронной промышленности; невиданные даже в Азии темпы экономического роста; преображение столицы — Куала-Лумпура — из заросшего пальмами и джакарандами «колониального рая» в футуристический город будущего — все это, обычно называемое «азиатским чудом», — стало прямым результатом стратегического видения лидера и трудолюбия народа.
Поэтому доктор «М» с полным правом говорит, что термин «азиатское экономическое чудо» ему лично никогда не нравился, потому что «он как бы подразумевает, что наши достижения были созданы какой-то магией, а не тяжким трудом, кровью, слезами и талантами наших народов».
Но беда пришла оттуда, откуда ее не ждали...