Согласно распространенной точке зрения Казахстан начал с эффективных экономических реформ и только затем подошел к необходимости политической модернизации. Однако факты говорят, что это не так. Для успешного продвижения реформ в экономике Назарбаеву пришлось сначала осуществить кардинальные политические преобразования.
В первые пять лет существования Казахстана была решена важнейшая задача демонтажа старой системы. Назарбаеву удалось справиться с надвигавшимся призраком двоевластия и дестабилизации внутренней ситуации в стране. Это было время становления демократических институтов, рождения парламентаризма современного типа и многопартийности. За эти годы были заложены основы межэтнического и межконфессионального согласия.
Дракон пост-тоталитарной инерции был повержен. Но за эту победу пришлось заплатить дорогую цену: пять лет борьбы за выживание стоили Казахстану потери порядка 40% от валового внутреннего продукта 1990 года. Пять лет, отданные борьбе, во многом были вычеркнуты для полноценной реализации экономических реформ. Между тем успех модернизации зависел прежде всего от их эффективности.
Несмотря на то что сразу после объявления независимости Казахстан незамедлительно приступил к преобразованиям, направленным на создание рыночной экономики, они в силу внутренних и внешних причин не смогли сразу заработать в полную силу. Это были скорее подготовительные меры, создававшие определенный плацдарм для последующего рывка. К ним следует отнести либерализацию цен, объявленную в 1992 году, признание права частной собственности в Конституции 1993 года, национальную программу приватизации, разработанную в апреле 1993 года и введение национальной валюты.
Негативные тенденции нарастали. Переход к рынку был затруднен тем, что Казахстан продолжал оставаться в единой денежной, финансовой и экономической системе бывшего Союза, которая, в свою очередь, начала разрушаться. Вплоть до 1993 года Казахстан находился в рублевой зоне. К этому времени уровень инфляции достиг гигантских размеров и измерялся четырехзначными цифрами: в 1992 году он составил 3061%, в 1993 году — 2265%.
Перед президентом и его командой стоял выбор — либо сжать денежную массу, либо установить жесткий государственный контроль за ценами. Второй вариант был более привычным со старых времен, но изначально противоречил логике реформ.
Был избран первый путь. 15 ноября 1993 года Казахстан ввел национальную валюту — важнейший атрибут экономической независимости. Данный шаг позволил уже в 1994 году сбить гиперинфляцию, а в 1995-м — обуздать инфляционный процесс, доведя его уровень до двузначной величины.
Это открыло простор для дальнейших реформ. Сильная национальная валюта стала ядром банковско-финансовой системы Казахстана, признанной позже самой передовой на пространстве СНГ.
Приоритетом экономической политики Казахстана в начале 1990-х помимо либерализации экономики и формирования новой финансовой системы стало создание самостоятельной бюджетной, налоговой и таможенной систем. Казахстан первым из стран СНГ провел налоговую реформу.
Однако главным условием вхождения в рынок оставалось расширение участия частного сектора в экономике с одновременным разгосударствлением и приватизацией государственной собственности, развитием рыночной инфраструктуры и созданием конкурентной среды.
Логика задач, стоявших перед страной, диктовала необходимость соединения силы частной инициативы и государства. Здесь Назарбаеву пришлось столкнуться с одной из главных проблем пост-тоталитарной трансформации, без понимания которой невозможно понять масштабы и сложность модернизационных процессов в этой стране.
Для Казахстана так же, как и других стран постсоветского пространства, главным препятствием на пути реформ оставался уравнительно-патерналистский менталитет народа, сформированный за десятилетия административно-командного управления.
Сложнее всего оказалось убедить в правильности выбора людей, ошеломленных развалом, казалось, непоколебимой системы ценностей и растерявшихся перед необходимостью сделать собственный выбор. Это была естественная реакция на шок в результате внезапного изменения привычных ориентиров и образа жизни. Люди не хотели покидать иллюзорный мир утопических представлений, в который были погружены в течение восьмидесяти лет. Необходимо было вернуть их в жестокий, но единственно реальный мир действительности.
«Как встряхнуть людей, которые не испытывают никакого желания встряхиваться? Как прочистить мозги, забитые нескончаемой вереницей съездов и цитатами великих и невеликих классиков марксизма-ленинизма?», — писал позднее Нурсултан Назарбаев.
Будучи сам человеком, воспитанным в недрах социалистической системы, он понимал, как трудно отказаться от сложившихся взглядов, представлений и образа жизни. Но он знал и то, что без кардинального изменения сознания людей у них нет будущего.
Народ Казахстана никогда не жил в либеральном обществе и не знал свободной экономики. Суть рыночных реформ Назарбаеву пришлось разъяснять в своих выступлениях по всей стране. Он не устает повторять, как заклинание, простую истину: только полагаясь на свои силы, можно добиться успеха и процветания, никто — ни государство, ни добрые люди, ни общество — не смогут помочь человеку, если он будет только уповать на чью-то милость. Патернализм развращает. Заставляя оглядываться в поисках помощи, он отучает от самостоятельности, от личной ответственности за себя и общество. Процветающее государство и либеральное общество могут быть созданы только самостоятельными и инициативными людьми.
Поэтому он настойчиво внедряет в массовое сознание, сформировавшееся на стереотипах советской действительности, идеи личного успеха и личной ответственности, необходимости развития рынка и частной собственности. Если советская государственная политика была политикой тотального идейного доминирования государства над личностью, то Назарбаев предлагает противоположную ей политику формирования самостоятельной личности: «Все в ваших руках».
Он целенаправленно шел по пути реабилитации капитализма, не боясь быть непонятым и рискуя встретить ожесточенное сопротивление воспитанных на коммунистических ценностях людей.
Это был осознанный и принципиальный шаг. Основой социально-экономической политики государства должна была стать линия на экспансию рынка, на развитие института частной собственности, на втягивание людей в самостоятельную деятельность. Без этого стержня все остальное могло превратиться в поверхностный и бесперспективный популизм. Он знал, что потакание сиюминутным социальным запросам в условиях нестабильности экономики и отсутствия развитого частного сектора отнимет надежду на достойное будущее. Отсюда — непопулярные и жесткие с точки зрения текущего момента, но стратегически единственно верные шаги Назарбаева в ходе реформ.
Вместе с тем у этого вопроса была и еще одна сторона — политическая. Назарбаев понимал: так же, как рыночная экономика невозможна без либерализации общественных отношений, так и демократия невозможна без достаточно широко развитого класса собственников. Не будет их — будет авторитаризм, который положит конец и свободной инициативе, и развитию государства.
Проводить либеральные реформы сами по себе, без создания класса собственников — означало строить замки из песка. Поэтому главным условием перехода к рынку должна была стать приватизация государственной собственности. Этот шаг был важен как с точки зрения создания субъектов рынка, так и с позиции формирования у населения психологии собственника.
Назарбаев решается на масштабную приватизацию, которая составила ядро экономических преобразований и положила первый камень в формирование класса собственников в Казахстане.
Приватизация была запланирована и осуществлена в несколько этапов. На первом этапе прошла приватизация квартир и мелкой собственности. На середину 1990-х пришлась приватизация средних предприятий. И, наконец, на завершающем этапе в конце 1990-х приватизации подверглись крупные объекты стратегического значения.
Конечно, в своей основе приватизация была направлена на собственность, приносящую доход. Но необходимо отметить, что для неизбалованных вниманием бывших советских граждан и собственная квартира была весомым куском свободы — поэтому приватизация вошла в жизнь рядовых казахстанцев прежде всего как возможность приобретения в частную собственность жилья из казенного фонда. Это придало многим ту уверенность, которая так была необходима людям в первые самые непростые годы независимости.
Помимо тех очевидных преимуществ, которые при всех ее неизбежных издержках дала приватизация на пути к рынку, применительно к Казахстану она позволила сделать еще один важный шаг вперед по сравнению с другими государствами на постсоветском пространстве. Речь идет о решении дилеммы, которая была неизбежна в условиях пост-тоталитарной трансформации: ограничить ли приватизацию национально-значимых стратегических объектов участием отечественного капитала или отпустить их в свободную конкурентную среду, сделав доступными для всех субъектов мирового рынка? Назарбаев выбрал второе и решил эту дилемму в пользу интернационализации приватизационных процессов.
Одновременно с масштабной приватизацией, которая охватила прежде всего объекты малого и среднего бизнеса, началось широкое привлечение иностранных инвестиций. Инвестиции в основном шли на реанимацию крупных предприятий, поскольку собственных средств для их подъема у Казахстана не было.
Учитывая высокую капиталоемкость отраслей казахстанской экономики, в качестве реальной альтернативы малым акционерным обществам и прежним трудовым коллективам, которые так или иначе стремились бы к сохранению социальных льгот, нередко в ущерб эффективности производства, правительство стало рассматривать возможность активизации стратегических инвесторов. Их участие должно было помочь наращиванию прямых инвестиций и, что еще важнее, внедрению современного опыта и технологий, которых катастрофически не хватало.
Без опоры на привлечение прямых иностранных инвестиций страна продолжала бы вращаться в порочном круге тяжелейших проблем: резкого спада в промышленном производстве, остановки промышленных гигантов, кредитного дефицита и недостатка капитала для новых инвестиций, инфляции, низкого уровня доходов и растущей безработицы.
Но за это Назарбаеву пришлось расплачиваться валютой, обычной для политика, опережающего время, — непониманием. Нет пророков в своем отечестве — дома его критикуют за «распродажу Родины».
Дальнейшее развитие событий показало, что это решение было не принято многими представителями нарождающегося крупного бизнеса в Казахстане, оно было единственно верным. Это позволило одновременно убить двух зайцев: привлечь огромные возможности интернационального капитала, с одной стороны, и избежать олигархических войн, которые сопутствовали приватизации, например, в России, — с другой. Благодаря этому крайне непопулярному шагу была сохранена конкурентная ситуация в экономике, политике и обществе. А без этого, как показал опыт целого ряда стран таких как Венесуэла или тот же СССР, невозможно не только развитие свободной экономики, но и свободной политической системы.
В итоге международными экспертами было признано, что Казахстан благодаря высоким темпам приватизации стал первой страной на постсоветском пространстве, вышедшей из кризиса.
Наиболее показательным примером может послужить нефтегазовый сектор страны. Казахстан, как известно, щедро наделен минеральными ресурсами, что заведомо давало ему широкие потенциальные возможности. Но иметь их — одно, а умение сполна воспользоваться ими — другое. Одним «везением» здесь не обойтись.
В ноябре 1997 года Нурсултан Назарбаев озвучил следующие цифры: запасы разведанного углеводородного сырья в казахстанской части шельфа Каспийского моря составляют от 6 до 12 млрд тонн, а по перспективным запасам Казахстан занимает второе место в мире после Саудовской Аравии.
Однако эту нефть надо было еще добыть. Вместе с тем в связи с кризисом советской экономики с конца 1980-х годов начался технический упадок нефтегазодобывающей промышленности Казахстана. В 1990-х это усугубилось разрывом экономических связей с традиционными поставщиками оборудования и потребителями сырья. Производство нефти в период с 1991 года, когда добывалось 529 тысяч баррелей в день, постоянно падало, достигнув в 1995 году нижней отметки в 414 тысяч баррелей в день.
Ни собственных сил, ни опыта, ни современного оборудования для добычи углеводородов в достаточных объемах у государства просто не хватало.
Между тем Казахстану требовалось в кратчайшие сроки найти гигантские средства на разработку месторождений и создание производственной, транспортной и прочей инфраструктуры и при этом сохранить стратегический контроль над недрами. Для модернизации и развития нефтяной отрасли требовались ежегодные вложения в сумме $1,5-2 млрд, что было возможно только при участии крупных иностранных инвесторов, которые могли приобрести контрольные пакеты акций нефтедобывающих предприятий.
Однако в сложных социально-политических условиях того времени принять решение о приватизации потенциально сверхдоходной, но в тех условиях крайне затратной базовой отрасли экономики было очень непросто. Велик был риск потери контроля над важнейшим стратегическим ресурсом страны, что означало бы прямую угрозу национальной безопасности.
Однажды Нурсултан Назарбаев заметил: «Обычно нефть дает или богатство, или кровь. Чтобы гигантская нефть пошла, нужны не только трубопроводы, но и политические решения». Такого решения ждали от него. Необходимо было взять на себя огромную ответственность, чтобы отказаться от роли «собаки на сене» и пойти на уступки части прав собственности для привлечения инвесторов. Иного выхода у страны не было. Нурсултан Назарбаев делает выбор — перевод нефтегазового сектора страны на рыночные рельсы.
В результате отрасль ожила, добыча стала возрастать, достигнув 30,6 млн тонн нефти и 4,7 млн тонн конденсата (693 тыс. баррелей в день) уже в 2000 году. В целом на рубеже веков производство нефти в стране возрастало в среднем на 16% в год. Рост производства нефти во многом обеспечил дальнейший бурный рост экономики Казахстана.
С другой стороны, демонополизация нефтедобывающей отрасли и интернационализация части нефтяных активов позволили сохранить здесь конкурентую среду и избежать той ситуации, в которую попала, например, Венесуэла. Там создание национальной нефтяной компании-монополиста положило конец свободной рыночной экономике, страна попала в ловушку популизма и интервенционизма. В итоге сегодня душевой доход в Венесуэле на треть ниже, чем полвека назад.
Ситуация в нефтедобывающей отрасли Казахстана, напротив, именно благодаря демонополизации и участию транснациональных компаний развивается по самому оптимистическому сценарию. К 2012 году Казахстан планирует добывать уже свыше 100 млн тонн нефти ежегодно, что позволило недавно Назарбаеву поставить амбициозную задачу войти к этому времени в первую десятку ее мировых экспортеров.
Нурсултан Назарбаев сделал все для создания максимально благоприятного инвестиционного климата в стране. Однако в первое время вопрос привлечения иностранных инвестиций осложнялся тем, что деловой мир Запада не имел представления о перспективности и надежности Казахстана как экономического партнера. Назарбаев сам объездил все передовые страны мира, представляя Казахстан и рассказывая о возможностях страны для вложения инвестиций.
При президенте страны был создан Совет иностранных инвесторов, в который вошли главы всех крупнейших мировых транснациональных корпораций.
Для иностранных инвесторов была установлена система преференций, предусматривавших освобождение от уплаты подоходного, земельного и имущественного налогов, таможенные льготы, а также предоставлены гарантии от политических и регулятивных рисков. Инвесторов также привлекает отсутствие экспроприации, конвертируемость валюты, доступ в международный арбитраж, гарантии стабильности правовой системы, прозрачность государственных закупок, стимулирование развития приоритетных секторов.
За годы независимости в экономику Казахстана в общей сложности было привлечено инвестиций на сумму более $40 млрд. По объемам освоенных прямых иностранных инвестиций на душу населения показатели республики значительно превышают показатели других стран СНГ.
Но помимо экономических преимуществ привлечение иностранных инвестиций обеспечило Казахстану международное признание, стало одним из залогов внутриполитической стабильности, поскольку инвесторы были заинтересованы в защите существующих прав собственности и договоренностей, а также стабильности в стране.
Наряду с привлечением иностранных инвесторов с самого начала реформ Назарбаев направил большие усилия на формирование отечественного класса предпринимателей. Талантливые и предприимчивые люди со всей страны активно участвовали в процессах приватизации и управления экономикой.
Более того, в середине 1990-х Назарбаев привлекает на государственную службу целую плеяду молодых предпринимателей и менеджеров-технократов, прозванных в народе «младотюрками», доверив им высокие посты в правительстве.
Новое поколение, незашоренное прежними стереотипами, влило «свежую кровь» в жилы экономики и административного аппарата. На сегодня средний возраст государственного служащего в Казахстане составляет тридцать лет. При участии молодых предпринимателей были завершены в целом приватизационные процессы. В Казахстане появилась значительная прослойка представителей малого и среднего бизнеса, сформировался и свой класс крупных собственников. Последние, по замыслу Назарбаева, должны были взять на себя подъем отечественного производства, выступить в качестве внутренних инвесторов.
Однако, как показала практика, здесь он несколько переоценил степень «альтруизма» крупного бизнеса. По мере накопления ресурсов интересы крупного капитала и государства начали все дальше расходиться. Первые отчетливые признаки этого проявились на пороге мирового финансового кризиса 1997-1998 гг. Подхлестываемая стремлением к перераспределению стратегических ресурсов в свою пользу и выгодному вложению активов в более надежные источники на фоне надвигавшегося кризиса нарождавшаяся олигархия настойчиво требовала экспроприации собственности у зарубежных инвесторов. Это была прямая угроза национальным интересам. Всякий пересмотр контрактов больно бы ударил по авторитету государства как гаранта стабильности и вызвал бы отток инвестиций. Казахстану в этом случае угрожала опасность получить «черную метку» от международного бизнес-сообщества.
Стоит отметить, что одной из причин складывавшейся ситуации была также общая особенность всех постсоветских бизнес-групп — стремление к ликвидации изначальной «двойной нелегитимности» крупного бизнеса — и в глазах закона («теневой» характер), и сомнительность приватизационных сделок), и в глазах населения. Назарбаев, пытаясь не допустить негативное развитие событий, в 1997 году отправляет в отставку правительство «младотюрков» во главе с «отцом казахских олигархов» — премьером Кажегельдиным.
Начавшийся мировой финансовый кризис лишь усугубил возникшие противоречия, которые продолжали развиваться латентно. И к концу 2001 года недовольство новых капиталистов переросло сперва в схватку за раздел сфер влияния между самими представителями олигархических финансово-промышленных групп, а затем вылилось в открытое противостояние президентскому курсу. Сохранявшееся до сих пор равновесие системы власть-бизнес готово было рухнуть.
При этом истинные мотивы противостояния были скрыты за либеральной риторикой. Конфликт был перенесен из экономической в политическую плоскость: представители ряда мощных финансово-промышленных групп, созданных при участии «младотюрков», публично заявили о несогласии с «авторитарным» курсом Назарбаева, по их мнению, мешающим дальнейшей демократизации общества. По существу, была предпринята попытка шантажировать власть, апеллируя к поддержке международного сообщества, а после ее неудачи раздались прямые призывы к трансформации системы и смещению руководства страны. Вновь, как и десять лет назад, возникла реальная угроза свертывания реформ. На этот раз удар был нанесен справа.
Назарбаев болезненно воспринял «бунт олигархов», поскольку сам когда-то «за руку» привел многих из них в бизнес и систему государственного управления. Объективные закономерности развития крупного капитала оказались сильнее субъективных привязанностей.
Президент достаточно жестко пресек выступление политизировавшихся олигархических групп и быстро снял начинавшееся напряжение в обществе. Тем не менее, проявив известную твердость в отношении самого выступления «младотюрков», угрожавшего дестабилизацией ситуации в стране, он достаточно мягко повел себя в отношении конкретных людей. Большинство из них продолжило работу на высоких государственных постах либо преуспело в занятиях бизнесом. В этом проявился один из главных принципов Назарбаева: личные обиды не должны отражаться на государственной жизни.
Ни на йоту не усомнившись в правильности своей ставки на молодых, Назарбаев как прагматик извлек для себя важные выводы из этого урока. Он убедился, что упор надо делать не на олигархический капитализм, душащий низовую инициативу и самодеятельность, а на «народный капитализм», то есть малый и средний бизнес.
Понимая, что последний не может возникнуть и успешно развиваться без сильной государственной власти, способной обеспечить равные возможности на рынке и уберечь его от произвола монополистов, он идет навстречу предпринимательству.
Во-первых, учитывая стремление бизнеса к легитимации, Назарбаев выступил с инициативой проведения амнистии теневых капиталов. Власти Казахстана дали возможность предпринимателям начать жизнь с «чистого листа». В экономику страны из «тени» было выведено более полумиллиарда долларов — в основном за счет средних предпринимателей. Естественно, под амнистию не подпадали средства, «полученные в результате коррупционных правонарушений и преступлений против общечеловеческих ценностей и государственных интересов».
Во-вторых, последовало облегчение налогового бремени. Одновременно с проведением амнистии капиталов НДС был снижен до 16% (а затем и до 15%), социальный налог — до 21%. Были приняты меры по снижению давления на предпринимателей со стороны государственных органов.
В-третьих, Назарбаев объявил о принятии мер по демонополизации крупных холдингов. Фактически речь шла о шагах по деолигархизации экономики. В частности, было предложено непрофильные функции мегахолдингов отдать в руки малого и среднего бизнеса, стимулируя тем самым конкурентную среду.
В-четвертых, была объявлена масштабная война коррупции. Тем самым, с одной стороны, создавались условия для свободного развития малого и среднего бизнеса, а с другой, устранялась питательная среда для роста могущества олигополий и сращения их с государственным аппаратом.
Надо заметить, что Казахстан — единственная из стран СНГ, принявшая закон о борьбе с коррупцией. Это обеспечило размах антикоррупционной борьбы: если раньше в поле зрения находились в основном случаи мздоимства на низовом уровне, то теперь началось расследование серьезнейших коррупционных преступлений, совершенных высокопоставленными чиновниками.
Правоохранительными органами были разоблачены и осуждены судом за коррупционные преступления к различным срокам лишения свободы бывший премьер-министр А. Кажегельдин, бывший министр М. Аблязов, аким (губернатор) области Г. Жакиянов. Причем последний считался любимцем президента, был близок к его семье.
Несмотря на огромное давление, которое испытал в этот период Назарбаев со стороны внутренней оппозиции и ее сторонников в некоторых международных организациях, он не поддался ему и продолжил решительную борьбу с казнокрадством. В 2005 году им был подписан новый указ президента, который еще более ужесточил антикоррупционные механизмы.
Результаты этой борьбы уже приносят свои плоды. Все более прозрачными становятся международные контракты, особенно в сфере недропользования, крупные чиновники не рискуют участвовать в сомнительных операциях. В итоге сегодня ни один иностранный инвестор не может пожаловаться на то, что в Казахстане процветает коррупция. Назарбаев утверждает: «У нас не хуже, чем в других странах борются с этим злом. Коррупция есть везде, но в Казахстане она намного меньше, чем, например, в других странах СНГ». Правда, искоренить «бытовую коррупцию», успевшую пустить глубокие корни, оказалось гораздо сложнее.
Преодолев последствия мирового экономического кризиса и восстановив равновесие в среде элиты после попытки олигархического переворота, Назарбаев вплотную приступает к завершению основного блока реформ.
Кардинальной модернизации требовала социальная сфера — здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионная система. Поскольку реформы в этой области напрямую затрагивали интересы людей, то они вызвали наибольшее недовольство со стороны населения. Тем не менее законы рынка требовали этого. Поэтому к концу 90-х годов правительство начинает болезненные, но необходимые преобразования. Была осуществлена монетизация льгот, пенсионная реформа, реформа ЖКХ, образования, здравоохранения.
В то время, как у большинства соседей к этим реформам лишь приступают либо отказались от них, отложив на неопределенный срок из-за опасений социального недовольства, в Казахстане их отличала решительность и быстрота. Несмотря на трудности, Назарбаев сумел успешно реализовать весь блок социальных реформ и обеспечить кардинальное улучшение ситуации в этой сфере.
Последней точкой, позволившей говорить о завершении системных модернизационных реформ, стала земельная реформа — одна из самых фундаментальных в истории независимого Казахстана. В стране была введена частная собственность на землю. Нурсултан Назарбаев считает земельную реформу революционной, поскольку в своей истории казахи никогда не имели такого института. По значимости и масштабности он сравнивает ее с приватизацией.
В первую очередь частная собственность была распространена на земли сельскохозяйственного назначения. Казахстанский лидер всегда рассматривал развитие села, где трудится и живет более 40% населения страны, как один из ключевых приоритетов. Он заявлял: «Не подняв село, мы не сможем поднять страну». Но подъем отсталого и неэффективного сельского хозяйства был, пожалуй, одной из самых сложных экономических задач. Несмотря на ежегодные финансовые вливания, ситуация обострялась год от года.
Требовались инвестиции. Земля нуждалась в хозяине. «Именно для привлечения инвестиций в сельское хозяйство и вводится частная собственность на землю, — заявил глава Казахстана. — Мы создадим рачительного хозяина земли, который будет заботиться о том, чтобы передать ее своим детям».
Однако, несмотря на очевидные плюсы реформы, вокруг земельного вопроса разгорелись нешуточные споры. Сказывался традиционный менталитет, не признававший за землей иного хозяина, кроме государства. Поэтому обсуждение проекта земельного кодекса в 2003 году стало причиной острого противостояния между правительством и парламентом. В результате бурной полемики мажилис (нижняя палата парламента) фактически выразил недоверие правительству. Кодекс был принят, но только ценой отставки кабинета министров во главе с премьером И. Тасмагамбетовым.
Село получило мощный импульс для самостоятельного развития. По специальной программе возрождения села за три года в аграрный сектор было вложено 150 млрд тенге. Казахстан из страны-импортера зерна превратился в его экспортера. Экспорт зерна составляет теперь 4-5 млн тонн ежегодно, и Казахстан в ближайшей перспективе планирует войти в первую пятерку мировых экспортеров зерна.
С введением частной собственности на землю Казахстан встал в ряд государств с устоявшейся рыночной системой. Период транзита в экономике был завершен.