Выиграть войну с превосходящими силами противника, ликвидировать монархию и халифат, объявить о создании нового государства и новой формы правления — задачи сами по себе непростые. Но построить с чистого листа государство и нацию на принципах, противоречащих многовековой истории народа, его традициям и менталитету — задача, сложная вдвойне. История показывает, что она по силам не многим. И здесь зачастую решающую роль играет личность лидера.
Опираясь на завоеванный в ходе войны авторитет и свою славу освободителя Турции, М. Кемаль без колебаний приступил к серии решительных и радикальных преобразований. Эти реформы заняли свыше десяти лет (1923–1934 годы) и в корне изменили традиционную структуру общества и культуры.
Турции предстояло преодолеть тяжелое наследие. Главными вызовами на этом пути стали:
- разрушенная государственная система;
- отсутствие сильной консолидирующей национальной идеи;
- инерция теократической традиции и глубоко укоренившаяся в массовое сознание религиозная самоидентификация;
- отсталая экономика, разрушенная войной, и разорванные традиционные экономические связи;
- враждебное внешнее окружение.
Лидеры национального движения во главе с М. Кемалем испытали на себе влияние модернизационных идей младотурок и зарождавшейся идеологии турецкого национализма.
Пригодился и недолгий опыт по воплощению, хотя и в рамках монархии, принципов парламентаризма и политического плюрализма. Но в поисках идеологических и организационных основ новой государственности Кемаль и его последователи — кемалисты — пошли гораздо дальше. Речь шла не просто о модернизационных изменениях в рамках существующей структуры, а о коренной перестройке всей системы на мировоззренческом уровне.
Прежде всего требовалась смена идеологических приоритетов. Необходимым условием прогресса кемалисты считали решительный разрыв с прошлым и формирование новой нации. Прошлое ассоциировалось у них с пережитками идеологии османизма, существенной частью которой был ислам как системообразующий фактор.
При этом нельзя забывать, что ислам в Османской империи играл важную политическую роль, обеспечивая внутреннюю стабильность и цельность государства.
В связи с этим наиболее принципиальным условием осуществления реформ стало вытеснение религии за пределы политического контекста. Отказ от ислама как доминанты общественного сознания вызвал необходимость выработки новой интегрирующей идеологии.
Для заполнения идеологического вакуума и консолидации всех слоев общества Кемаль предложил основные принципы национальной идеи, включенные в Конституцию 1924 года. Это «шесть стрел»: национализм, лаицизм, народность, республиканизм, революционизм, народный суверенитет на основе демократизма.
Но ключевыми идеями, направленными на сплачивание народа новой Турции, стали турецкий национализм и лаицизм.
Идея турецкого национализма как организующего начала в объединении патриотических сил зародилась в годы национально-освободительной войны. Она пришла на смену великодержавному османизму, младотурецким пантюркизму и панисламизму.
Национальное достоинство турок было подорвано за предшествующие два века почти непрерывными поражениями и внутренним развалом империи. О его возрождении заговорила прежде всего интеллигенция. Ее инстинктивный национализм носил по отношению к Европе оборонительный характер — достаточно упомянуть, что в европейской прессе того времени само слово «турок» употреблялось с оттенком пренебрежения.
Поэтому знаменитые слова Ататюрка: «Какое счастье быть турком!» — прозвучали как вызов остальному миру и легли в основу национальной идеи возрождающейся страны.
Во внутренней политике национализм стал главным фактором мобилизации масс на революционные преобразования. Принцип турецкого национализма был включен в конституцию и в программу правившей Народно-республиканской партии. Он стал важной составной частью обязательной для всех граждан официальной идеологии.
После победоносного завершения национально-освободительного движения идеология национализма получила дальнейшее развитие. Прежде всего она была очищена от пантюркизма. С точки зрения кемалистов турецкий национализм мог реализоваться исключительно в рамках национального государства. Пантюркистские идеи «Великого Турана», имперские по своей сути, были объявлены неприемлемыми и опасными.
Консолидировать население, жившее на территории нового государства и состоявшее более чем из 20 этнических групп, было решено на основе провозглашения национального единства, т.е. создания «государственной нации» — путь, повторенный впоследствии многими странами третьего мира.
Принцип лаицизма или отделения религии от государства стал вторым краеугольным камнем в фундаменте нового государства. Вывести религию за рамки политической и социальнокультурной жизни общества было сложнейшей и принципиальной задачей. Это объяснялось огромным авторитетом ислама в теократическом государстве, который распространялся буквально на все сферы государственной, общественной и личной жизни в Османской империи. Между тем творцы новой Турции воспринимали ислам и все производные его культурной традиции как символ невежества и отсталости, препятствие для вхождения страны в цивилизованный мир.
Исламизм, считали они, явился причиной того, что в рамках Османской империи не могли быть созданы турецкая национальная культура, условия для формирования национального государства. Отсюда стремление к реформам законодательства, языка и письменности, одежды, социальных правил, поведения в быту.
Кемалистские реформы были направлены на вытеснение религии как принципа общественного устройства в сферу индивидуальной духовности. Принцип лаицизма не предполагал насаждения атеизма, и ислам был по-прежнему широко распространен в повседневной жизни рядовых граждан.
В целом новая идеология, основанная прежде всего на принципах турецкого национализма и секуляризма, открыла дорогу для достижения главной национальной цели — создания светского цивилизованного (т. е. европейского) государства.